Детство не должно быть торопливым, а должно быть интересным и занимательным путешествием в мир взрослой жизни, так считают педагоги, которые проводят занятия с детьми по системе монтессори.
Что такое "монтесори"? Или правильнее будет спросить: Кто такая Монтессори?
Немного истории.
Мария Монтессори - это великий итальянский педагог, которая посвятила всю свою жизнь детям. Родилась М. Мантессори в Италии в 19 веке. Эта женщина, благодаря своему упорству, стала единственной женщиной - доктором медицины, за всю историю этой страны. Мария занималась с больными детьми в детских садах, школах, больницах, наблюдала за их развитием. Она как могла облегчала им жизнь, изобретая для них игрушки, которые развивали мелкую и крупную моторику, воображение и мышление.
Мария Монтессори создала систему, развитие детей по которой, приближенно к такой идеальной ситуации, когда ребенок обучается самостоятельно. Главная основа педагогики М. Монтессори - " помоги мне это сделать самому".
Развитие детей по системе монтессори состоит из трёх частей: ребенок, окружающая среда, учитель. Основное место в этой системе занимает ребенок. Вокруг ребенка создается специальная обучающая обстановка, в которой он учиться самостоятельно. В этой обстановке малыш приобретает и совершенствует свои навыки, физическое состояние, развивает моторику рук, приобретает знания, построенные на собственном опыте, одним словом учится жить. Преподаватель смотрит за ребенком и помогает ему, если этого требует ситуация.
Монтессори-среда, в которой занимается ребенок, включает в себя несколько зон, в которых малыш находит все необходимое для своего развития и получает множество различных сенсорных впечатлений.
Как правило, детей в центрах развития по системе монтессори формируют в группы по возрасту. Ребенок может работать один или вместе с другими детьми, но в системе монтессори нет соревнования.
Первый этап занятия монтессори - это группы для маленьких крох от 9 месяцев до 3 лет. Занятия в таких группах проводят при участии мам. Здесь постигаются новые навыки и умения - родители учатся быть не наставниками, а партнерами, лучше понимать своего малыша.
Во время занятий обязательно учитываются периоды особой чувствительности ребенка, так называемые сензитивные периоды развития.
Сензитивные периоды развития ребенка - это периоды особой восприимчивости детей, которая встречается в их развитии. На эти главные стадии их развития родители ни как не могут повлиять извне. А вот если, у малыша не было возможности развиваться в эти периоды, то он упустил единственный шанс приобрести какую-либо способность естественным образом.
Время возникновения возрастных сензитивных периодов:
0-6 лет - период развития речи. В этом периоде необходимо помогать ребенку изучать язык. Нужно начинать с расширения запаса слов и заканчивать изучением грамматики.
0-3 лет - период восприятия порядка. 2—2,5 года — пиковая точка этого периода. Малыш требует порядка, постоянства в окружающем его пространстве, спонтанно ставит предметы на места , в которых он привык, что бы они находились. Как будто запрограммировано выполняет различные действия. Очень важна для ребенка стабильность в его общении и взаимодействии с другими людьми.
0-5,5 лет - период сенсорного развития. Для развития логического мышления и интеллекта у ребенка практически невозможно переоценить значение органов чувств. С помощью свойств материалов, которыми занимаются дети в центрах развития, (цвет, запах, объем, теплота, вкус, тактильная чувствительность), происходит утончение восприятия.
1,5-2,5 года - период восприятия маленьких предметов. Работа с мелкими предметами способствуют развитию мелкой моторики. Для этого в среде где занимается ребенок много различных круп, бусин и маленьких фигур.
1-4 года - период развития движений и действий. Активные движения очень необходимы ребенку и очень важно научиться управлять своим телом. Не нужно ограничивать ребенка в пространстве и движении.
2,5-6 лет - период развития социальных навыков. В этом периоде ребенок учится идентифицировать себя. Ребенок проявляет интерес к другим детям, познает формы поведения в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он начинает понимать, как нужно себя вести в обществе. Проявляются особенности его характера, личности.
Таким образом, среда, в которой развиваются дети должна быть тщательно выверена, продумана и скомпонована.
Игры монтессори включают в себя материалы по развитию речи, математике, сенсорике, изучению предметов, изучению письма и чтения и т.д.. В процессе игр ребенок начинает прислушиваться к себе, лучше понимать себя, свои желания и чувства. Но главное, эти игры направлены на развитие образного мышления. В этих играх и занятиях малыш учится "на глаз" оценивать объем и количество предметов, независимо от того, какова их форма. А работа с мелкими материалами и деталями развивают когнитивную карту мозга малыша.
Среда в которой происходят занятия монтессори, включает в себя следующие блоки:
Таким образом, развитие детей по системе монтессори основано на самопостроении личности ребёнка им самим.
Результат, который получают дети в монтессори-центрах - реальные жизненные умения, с которыми ребенок отправиться в детский сад, школу, но главное, во взрослую жизнь.
Видео о том, как проходят занятия по системе Монтессори.
< Предыдущая | Следующая > |
---|